История и типы необычных состояний
История и типы необычных состояний

Описание ранних работ Станислава Грофа
Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 50-х годов.
В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики. В 1956 году получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе.
На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 году приехал в США с 15-ю фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая “Области человеческого бессознательного”, “Человек перед лицом смерти” и “ЛСД-психотерапия”.
 
Вещества: Политика и Возможности
В 60-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыт, что привело к осложнению и эти вещества стали нелегальными.
Но прежде, чем психоделики стали нелегальными, исследователи кое-чему научились относительно необычных состояний сознания.
Опыт необычных состояний сознания ведет за пределы уже известного в традиционной психологии.
Психиатры, принимающие эти вещества, имели глубокие переживания, также как и их пациенты.
Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне.
Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления, таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности и выносит его в сознание в каждый данный момент времени. Все, что могут делать психоделики – это выносить материал в сознание. Если их использовать соответствующим образом под руководством опытного гида, им не присущи ни деструктивность, ни конструктивность.
Разница между большинством психотерапий и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением, заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории.
От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется сидящим или ведущим.
 
Необычные состояния сознания использовались для исцеления и обрядов на протяжении тысячелетий
Оказывается, что необычные состояния сознания не являются только что открытыми. Эти переживания воспроизводились на протяжении тысячелетий. Современные исследователи сознания заново переоткрыли их и являются продолжателями высоких человеческих традиций.
Шаманизм насчитывает, по крайней мере, 40 000 лет (это подтверждается наскальными рисунками и местами захоронений).
 
Исследования антропологов культур последних пяти столетий (которые представляют более 50% всех мировых культур) показали, что 90% из них имели некоторые институциализированные формы необычных состояний сознания.
 
Необычные состояния сознания являются центральными для мистических течений традиционных религий: Суфизм (Ислам), Йога (Иудаизм), Дзен (Буддизм), Христианский мистицизм, Каббала (Иудейский мистицизм).
 
Разные культуры и религии используют различные способы достижения необычных состояний сознания:

  • Специальные растения (среднеамериканские и преколумбийские культуры использовали псилоцибиновый гриб, кактус пейотль и др.).
  • Медитация и молитва.
  • Пост. Иисус постился в течение 40 дней. Американские индейцы совершали в таком состоянии визионерские поиски.
  • Песнопения, барабанная дробь и грохот. Многие культуры используют звуки, синхронизирующие человеческий пульс.
  • Танцы. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники оказываются одержимыми своими богами. Бушмены Калахари также используют трансовые танцы.
  • Крайние температурные воздействия. “Свет-лоджи” американских индейцев (что-то вроде очень горячей парной – прим. перев.) является примером воздействия чрезвычайной жары: погружение в холодную воду использовалось как экстремальный холод.
  • Бичевание. Христианские монахи в средние века практиковали “умерщвление плоти”: некоторые американские индейцы хлестали себя и переносили такие физические и духовные испытания как ”Танцы Солнца”.
  • Опыт соприкосновения со смертью. Переживания, описанные в книги “Жизнь после жизни”, а также исследования Кеннета Ринга.
  • Спонтанные происшествия. Открытия, произошедшие в детстве, наподобие тех, что были у Кристины Гроф, или во время интенсивного Сексуального переживания, физической болезни или сильного стресса, или же в контексте некоторых других переживаний, связанных с увеличением энергии или осознавания.
  • Дыхание. Йогические практики использовали пранаяму (контролируемое дыхание, контроль праны или жизненной силы) на протяжении тысячелетий.
  • Депривация(лишение) сна. Использовалась во время многих ритуалов, включая визионерские поиски индейцев прерий.
 
 
Хилотропическая реальность по сравнению с холотропической
Гроф ввел термины хилотропический для описания обычного сознания, ориентированного на осязаемую реальность, и холотропический для описания необычных состояний сознания, направленных к неосязаемой реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно. Вначале это трудно, но становится проще, по мере того как вы приобретаете больше опыта в измененных состояниях сознания.
 
Холотропное дыхание как комбинация техник
Холотропное дыхание использует некоторые из древних техник. Оно комбинирует контролируемое дыхание и побуждающую музыку. Дыхание продуцирует естественные изменения в химии тела, которые усиливаются эффектом побуждающих звуков и вдохновляющей музыки.
 
Важные советы при работе в необычных состояниях сознания
  • Отпускание. В необычных состояниях сознания всегда присутствуют переживания некоторого  рода смерти/возрождения. Это, по крайней мере, переживание отпускания или умирания для обычного состояния сознания и возрождения в необычном состоянии.
  • Доверие внутренней мудрости. Существует что-то типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание для человека в каждый данный момент времени.
  • Знание человеком того, что может с ним происходить, позволяет ему сотрудничать с переживанием, а не сопротивляться ему.
Сравнение Холотропного дыхания с психоделическими веществами, как катализаторами необычных состояний.

необычные состояния сознания вызванные холотропным дыханием
  • Естественный метод, некоторые считают его более безопасным: он короче по продолжительности и не оказывает отрицательного влияния на тело.
  • Параноидальных состояний обычно не возникает: вы не идете туда куда не готовы идти.
  • Переживания разворачиваются вместе с дыханием, и может быть замедлено при уменьшении темпа дыхания.
  • Способность интегрировать во времени части материала, часто лучшее осознавание  и способность запомнить переживания.
  • Легальность также дает больше возможности идти в переживание без преодоления внешнего страха.
 необычные состояния вызванные веществами
  • Часто требуется время для восстановления. Этот метод может быть непригоден для людей в стадии выздоровления от привязанности к веществам.
  • Переживание может быть подобно прогулке на американских горках, когда вы чувствуете, что движетесь настолько быстро, что не можете ни совладать с переживанием, ни понять его.
  • Движение может быть слишком быстрым для того, чтобы легко интегрировать переживание.
  • Более устойчиво катализирует глубокие или интенсивные переживания.
  • Нелегальность может стать причиной паранойи или смешения внешней и внутренней реальности.
 
Как Вам сайт?